Известия
47 минут назад, 00:05 Фото: ИзвестияПривлекать к административной и даже уголовной ответственности родителей, позволяющих своим малолетним детям гонять на скутерах, призывают представители Движения автомобилистов России. Часть экспертов поддерживает эти меры, но часть против. Поводом для дискуссии стала страшная авария в Подмосковье, где двое детей погибли и двое получили травмы. Перспективы жестких мер туманны. Несколько законопроектов, предусматривавших всего лишь обязательную сдачу экзаменов на право управления скутером, через Госдуму пока не прошли.
Поводом для нового витка обсуждения темы езды по дорогам скутеристов, фактически находящихся вне правового поля, стала трагедия, разыгравшаяся вечером 5 июля в деревне Курсаково Истринского района Московской области. Четверо детей в возрасте от 5 до 13 лет катались на двух скутерах по проселочной дороге. В какой-то момент один из мальчиков не удержал руль и врезался в другой мотороллер.
— Я занимаюсь темой скутеров еще с середины 1990-х годов, — пояснил «Известиям» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Однако до сих пор эта категория водителей остается вне правового поля.
Он убежден, что тех родителей, которые позволяют ездить на скутерах малолетним детям, стоит подвергать крупному административному штрафу. Тех же, чьи отпрыски совершили ДТП, повлекшее травмы или смерть, привлекать уже к уголовной ответственности.
— Думаю, что отправлять в колонию таких горе-родителей не надо, но они вполне заслуживают большого штрафа или исправительных работ, — убежден Виктор Похмелкин.
По его мнению, существующая ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних») в данном случае не подходит, нужна новая норма закона.
Лидер движения «Сопротивление», член Общественной палаты Ольга Костина согласна, что водители скутеров должны иметь права, а родители отвечать рублем или даже по УК.
— Необходимо просто разъяснить статью 156. Кстати, недавно о подростках и их родителях шла речь на встрече с новым руководителем ГУ МВД по Москве, — пояснила Костина.
В то же время депутаты Госдумы неоднозначны во мнениях. Так, зампред комитета по безопасности, оппозиционер Геннадий Гудков не видит нужды в новых карательных мерах. Но его коллега, депутат Антон Ищенко, уверен, что родителей надо наказывать рублем.
— Родители должны нести ответственность за передачу скутеров детям, мы не можем их терять! Думаю, штраф в 10 тыс. рублей и изъятие скутера — нормальная мера наказания. Уголовное наказание не нужно, у нас и так слишком много осужденных, — считает парламентарий.
В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России «Известиям» пояснили, что проблема скутеров давно является их головной болью, но способа ее решения до принятия Госдумой соответствующих законов нет. На данный момент инспектор ДПС за нарушение ПДД может штрафовать водителя скутера всего лишь на 200–300 рублей, даже если он был пьян. А за ДТП с пострадавшими максимальное наказание — штраф от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей.
Но с малолетним скутеристом — гоняться за ним запрещено — ничего сделать нельзя вообще.
— Поскольку ему нет 16 лет, то его нельзя даже привлечь к административной ответственности за нарушение правил ПДД, — сетуют в МВД. — Максимум — передать его на руки сотрудникам отдела по делам несовершеннолетних, которые уже будут разбираться с его родителями.
По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД, за 10 лет в Россию завезли более 300 тыс. скутеров, мопедов, мокиков и других подобных транспортных средств с объемом двигателя до 50 куб. см. Всего же их насчитывается до 1,5 млн Это приблизительная оценка — точных данных нет даже в МВД, причем большая часть скутеров превосходит по динамическим качествам ранее производившиеся и сравнимы с мотоциклами. Но на них не нужны специальные права, а их водители по ПДД приравнены к велосипедистам. По правилам управлять мопедом можно только с 16 лет и ехать водитель должен по дороге как можно правее и обязательно в мотошлеме.
Статистика ГУОБДД ужасает: с 2004 по 2011 год число ДТП с участием скутеров увеличилось более чем в 10 раз — с 778 до 7874. Каждая пятая авария совершается несовершеннолетним, причем каждый восьмой из них пьян. В этом году рост числа ДТП продолжается — только к началу лета, которое традиционно является самым травмоопасным сезоном, уже погибло 108 человек, а ранены были 2504 человека. Погибли три подростка, 246 получили травмы — это данные без учета летних ДТП и трагедии в Истринском районе.
Стоит отметить, что в Госдуму уже дважды вносились законопроекты, предусматривающие выдачу прав на вождение мопеда или скутера: в 2010 году и совсем недавно — в мае этого года. Оба они были отклонены. Автору последнего предложения, депутату Антону Белякову, вернули его обратно, пояснив, что подобный законопроект, предусматривающий новые категории водительских прав, уже прошел и был принят в первом чтении предыдущего созыва в ГД. В новом документе упоминалась водительская категория прав «М» для мопедов и легких квадроциклов, которые можно получить с 16 лет. Правда, о дальнейшей судьбе законопроекта ничего не известно.
Между тем Виктор Похмелкин уверен, что надо не только вводить права, но и обязательную регистрацию скутеров в ГАИ, а также предусмотреть обязательное страхование по полису ОСАГО. При этом он отмечает, что абсолютно все — и депутаты и гаишники — поддерживают эти инициативы, но до реальных подвижек в законодательстве дело не доходит.
Справка
Проблема аварийности с участием скутеров остро стоит не только в России, но и во многих зарубежных странах. В большинстве из них не только установлена обязанность получать права на вождение транспортных средств даже с объемом двигателя до 50 куб. см, но и повышен минимальный возраст для их получения. В 27 странах Евросоюза управление мопедами допускается только при наличии водительского удостоверения. Аналогичный порядок допуска водителей мопедов к участию в дорожном движении существует в Австралии, Республике Беларусь, Вьетнаме, Индии, Канаде, Китае, Новой Зеландии, Таиланде, Украине и Японии.
Некоторые другие государства искали свои пути решения проблемы. Так, в Бразилии еще в 1998 году минимальный возраст для управления мопедом увеличили сразу на четыре года: с 14 до 18 лет.
В Дании мопеды подразделяются на малые и большие. Малые мопеды имеют ограничение скорости до 30 км/ч, а большие — до 45 км/ч. Чтобы управлять малым мопедом, водитель должен достичь 16-летнего возраста и иметь соответствующую лицензию. Для управления большими мопедами надо иметь права на вождение автомобиля или мотоцикла, минимальный возраст при этом — 18 лет. Все новые мопеды, купленные после 1 июня 2006 года, должны иметь номерную табличку и быть застрахованы.
В Испании для управления скутером необходимо иметь специальные права, которые можно получить с 15 лет, а вот перевозить пассажиров на заднем сиденье юный водитель имеет право только с 16 лет.
В Великобритании для управления скутерами для подростков также обязательны временные права, которые можно получить в 16-летнем возрасте (либо полноценные автомобильные или мотоциклетные права, которые выдаются с 17 лет).
В США вождение скутеров требует прохождения специального курса обучения и получения разрешения на вождение: отдельно — по мостовой и отдельно — по тротуарам.
Еще от «Известий»
Проект переезда правительства и парламента за МКАД замороженИзвестияВ Следственном департаменте МВД меняется руководство
ИзвестияКассандра из Крымска
Известия
Комментариев нет:
Отправить комментарий