Ровно 80 лет назад, 29 января 1932 года, с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел первый полуторатонный грузовой автомобиль «ГАЗ-АА» — родоначальник всех автомобилей марки «ГАЗ».
Первые автомобили «ГАЗ-АА» были сделаны по чертежам американской компании Ford, с которой в 1929 году было заключено соглашение о техническом сотрудничестве. В течение последующих лет конструкторы отечественного предприятия проделали колоссальную работу по улучшению и модернизации «ГАЗ-АА», отмечается в сегодняшнем пресс-релизе компании.
Несмотря на общую простоту, конструкция автомобиля для своего времени была достаточно прогрессивной. Основой шасси служила мощная лонжеронная рама, на которой устанавливались кузов и кабина. До 1934 года кабина автомобиля изготавливалась из дерева и прессованного картона, позже было освоено производство металлической кабины с дерматиновой крышей. При этом «ГАЗ-АА» был оснащен четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л.с., четырехступенчатой коробкой передач и мог развивать до 70 км/час. Главным достоинством двигателя машины было то, что он с легкостью потреблял недорогие виды топлива, а в прогретом состоянии или в теплое время года мог работать на керосине.
После модернизации 1938 года автомобиль получил более мощный двигатель (50 л.с.), усиленное крепление задних рессор, новый рулевой механизм и карданный вал, а также индекс — «ГАЗ-ММ». Внешне «ГАЗ-ММ» от «ГАЗ-АА» не отличался.
В начале Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих «ГАЗ» был вынужден перейти на выпуск упрощенного военного грузовика с неоткидными боковыми бортами (погрузка стала вестись только через задний борт), со сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, оставлена только одна фара головного света. Изменилась и кабина: вначале она стала деревянной, а потом ее заменил матерчатый тент на каркасе. В целях экономии убрали бамперы, глушитель, передние тормоза. В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, кабина опять стала деревянно-металлической, позже вернулись передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.
На базе «полуторки» выпускались автобусы, самосвалы, газогенераторный грузовик и машины, работавшие на сжиженном газе, санитарные, полугусеничные автомобили, а также трехосные грузовики «ГАЗ-ААА». Агрегаты «ГАЗ-АА/ММ» широко применялись при создании бронетехники: легких танков, бронеавтомобилей серий БА-6 и БА-10, самоходной установки СУ-12, артиллерийских тягачей, «катюши».
Последний «ГАЗ-ММ» сошел с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1949 года. Всего с 1932 года было выпущено около 1 млн «полуторок»…
Новость на сайте «АВТО.РУ»
Комментариев нет:
Отправить комментарий